В последнее время мне очень не нравиться писатель - публицист Александр Пертрович Никонов. На его страницу в жж уже даже боюсь заходить. Невольно складывается впечатление что человек по заказу пишет антироссийские статьи, особенно сегодня во время гражданской войны на Украине.
Он и ранее та не особо жаловал Путина и его власть. Но тогда это было скорее выражено тем, что в стране брался курс на
клерикализацию всего и вся, противником чего он являлся и является сегодня. Но почему-то
сегодня он абсолютно забыл обо всем, о чем писал ранее в своих замечательных книгах. И сегодня все его статьи сводятся в банальному - "КрымНЕнаш", "Россия агрессор". Но каковы бы не были его
политические взгляды сегодня, пусть даже и правда он продался и пользуясь своей популярностью пишет сегодня антироссийское - я по прежнему буду относится с уважением к нему, как к писателю
написавшим когда-то хорошие работы.
Помню его замечательную книгу - конец феминизма или чем женщина отличается от человека. Где он затрагивает очень интересные темы и подкрепляет все это выдержками из интервью и статистическими фактами. По большому счету считаю эту книгу одной из самых удачных творений автора.
В этой книге рассказывается не только о самом феминизме, который уверенными шагами идет по Европе и США, а затрагиваются другие темы как к примеру образование за рубежом. Помню когда читал ее в начале 2008 года не верил, что все обстоит именно так.
Несколькими годами позже, я перехожу на другую должность и работаю уже с более менее имеющимся свободным временем. Меня начинает привлекать преподавательская деятельность, на волонтерской основе, а так же некоторое участие в отборах среди выпускников ВУЗ-ов, СУЗ-ов на определенные должности. И что же я вижу? Все то о чем говорилось в книге А.П.Никонова, в той или иной степени, присутствует уже сегодня.
Что есть ум? Сегодня это понятие путают с несколькими вещами, и потому это качество остается весьма субъективным. Сегодня в разговорах, в беседах можно услышать следующее - Ну да, он же умный - говорит кто-то о ком то. Путают всё вместе, эрудированность, начитанность, знания, опыт и так далее.
К примеру является ли врач умным, только потому что может распознать ту или иную болезнь, точно поставить диагноз? Конечно нет. Этому его долго и упорно учили. Является ли электрик умным, только потому что знает, этот провод "фаза", а этот "ноль"? Разумеется что нет. Это его образование и опыт работы говорят ему какой из проводов является чем. Или вот к примеру беседа студентов после одного из экзаменов:
- Ну Жанар, умный же, он тепловой баланс запросто решит.
Знание как решить, или вернее рассчитать тепловой баланс того или иного аппарата, не является проявление ума, а скорее знанием этого дела.
Отсюда и отношение студентов к своему граниту, будь то студенты технари или гуманитарии.
- Зачем нам все это учить, если нам это не пригодится в жизни или на работе? - частый вопрос задаваемый студентами.
С одной стороны вопрос верный. Сегодня образование в нашей стране находится на таком уровне, что нам практически уже не догнать развитые страны в этом плане. То что сегодня учат наши студенты вряд ли им пригодиться на практике. Это я говорю не о том, что образование в нашей стране было на таком уровне, а наоборот, это к тому, что оно таким стало, благодаря введениям норм и методов западной системы образования. А так же не о том факте, что сегодня большинство университетов просто торгует дипломами. Но сейчас речь не об этом..
Разумеется что чем больше качеств, которые рассматриваются сегодня как проявление ума, имеет выпускник, тем больше шансов у него реализоваться в будущем как хорошему специалисту. Но все же будет ли он считаться умным? Вопрос спорный.
Давайте возьмем два абсолютно разных человека. И дадим им задачу которую им следует решить. Кто быстрее и качественнее с ней справиться, того и будем считать самым умным. Посадили их в разные комнаты перед мониторами. Дали одинаково предельное время на то что бы разобраться абсолютно в новом для них софте, скажем в программе по обработке видео. И вот результат. Один человек первым сделал качественный ролик, а второй потратил времени больше первого и сделал так себе, что-то ни на что не похожее. Вот таким образом мы на практике сегодня мы отбираем специалистов на работу.
26-ти летний парень работающий программистом, оказался умнее, 30-ти летнего преподавателя физики.
Тут все дело в подходе. Который изначально в нашем экспериментальном отборе ставился не верно. Разумеется большинство софтов имеют аналогичный интерфейс и логику работы. Парень программист, как человек часто работающий с софтами выиграл этот поединок, так как обладал знаниями и опытом полученным ранее. А преподаватель физики который чаще держит в руках мел, и пыльные книги, проиграл.
- А какой способ тогда более верный?
Посадить за мониторы обоих преподавателей физики, одинакового возраста. Это будет ближе к правде.
- Ну да, к примеру у одного из них может быть хобби, работа в фотошопе. Тогда опять проиграет тот у кого не было опыта работы с подобным.
-Черт возьми, верно! Что же делать?!
Всегда есть факторы, большинство из которых сложно учесть одновременно. В этом та вся и проблема.
Так что же получается. Ума, как такого понятия не существует? Скорее наоборот существует, но по прежнему остается понятием субъективным и скорее объединяющим большинство качеств человека. Иными словами чем больше человек, работает над собой во всех направления, становиться более разносторонним, тем скорее его можно назвать человеком умным.
Но все же есть одна особенность, или качество которое формируется при этом, своеобразным ядром. Ядром вокруг которого вращаются все остальные признаки "ума". И чем их больше, тем это самое ядро ставится сильнее и функциональнее - логика.
Как ни крути логика это основа всех основ. И говоря сегодня о ямах или пробелах в знаниях у студентов, я бы отметил именно проблемы с логикой.
Существуют определенные тесты для проверки логических знаний у конкретного человека. Но если честно я бы не стал считать их основным инструментом для проверки наличия знаний логики. Хотя от части они и выполняют эту функцию. Логика неминуемо сопровождает все задачи по жизни. Будь то задача по переходу дороги, будь то разборка и сборка автомата, ну или задача по математики за 5 класс.
Сегодня к примеру если собрать студентов последних курсов технического заведения, в одной аудитории и дать им задачу следующего типа:
Два поезда стоят один в пункте А другой, в Б. Расстояние между пунктами 110 км. Выезжают одновременно на встречу друг к дугу, оба со скоростью 55 км/час. На фонаре одного из поездов сидит воробей. В момент когда поезда стартуют, воробей срывается в направление другого поезда и летит к его фонарю, а после касания летит обратно. Скорость полета воробья 60 км/час. Вопрос: сколько километров пролетит воробей прежде чем поезда столкнуться?
Для решения на время в течении 3 минут. Я могу уверенно сказать что 90% студентов погрузятся в расчеты формулируя уравнения в тот
момент когда ответ на вопрос лежит на поверхности. И только 10% сразу выдадут верный ответ спустя короткое время. А 1-2% из них решит эту задачу даже без расчетов прикинув в цифры в голове за
несколько десятков секунд.
Так же к примеру, мою любимую задачу о скорости света которая приведена на странице GM's Quest (GM quest#1), способны решить на одном дыхании только 1/10-1/8 от всей аудитории. Большинство сразу говорит что данных не достаточно, остальная часть, убегает в понятие угловой скорости, окончательно уходя в туман формул и неразберихи.
Все как писал А.П. Никонов, цитата:
"студенты свободно могут брать интеграл, но вот что больше 2/3 или 3/5 конкретно ответить не могут"
С уважением.
Write a comment
Oleg (студент) (Tuesday, 21 October 2014 11:40)
"И только 10% сразу выдадут верный ответ спустя короткое время. А 1-2% из них решит эту задачу даже без расчетов прикинув в цифры в голове за несколько десятков секунд." видимо я к таким парням совсем не отношусь, не смекалистый и соображалка плохо работает. Решил с формулами, ответ примерно 60,3 км?
Лаура (Wednesday, 22 October 2014 00:40)
поезда должны столкнуться через час. значит воробей пролетит 60 км. верно?)
GM (Wednesday, 22 October 2014 03:53)
Лаура все верно. Задача даже не требует расчета. С момента старта до столкновения поезда проедут каждый по 55 км (= 1 час). За час воробей максим сможет пролететь 60 км, так как его скорость 60 км в час. Все просто.
Oleg (Wednesday, 22 October 2014 05:24)
И что вы скажете тем кто не умеет щелкать такие задачки на раз два? Этим 90 процентам?
GM (Wednesday, 22 October 2014 08:11)
Это не огрехи людей, а скорее системы образование. О которой я уже довольно часто говорю, а именно относительно того что она не справляется со своими функциями.
Просто сегодня время требует называть все своими именами. Инженеры с дипломами инженеров, оказываются далеко не инженерами - вот в чем проблема.
Oleg (Wednesday, 22 October 2014 10:33)
Это не так! Выпускники с квалификацией "инженер" являются инженерами. Бакалавры- не знаю. Нас вполне адекватно готовят, опять же про все ВУЗы не ручаюсь говорить. Нас сделали технически грамотными, разбирающимися в производстве и способными решать технические задачи. Анализировать, искать пути решения производственной проблемы, мыслить не шаблонно - всему этому нас учат. Это доказывает признание выпускников нашего (да и многих других) ВУЗа грамотными специалистами и востребованными на рынке труда. Компании в очередь выстраиваются за выпускниками, приезжают из других городов, предлагают выгодные условия по трудоустройству. Я не чувствую себя ущемленным в образовании или что нас хреново подготовили, кто хотел - тот учился, кто не хотел - того отчислили или он скорее всего ничего не добьется и пойдет в другое дело. На вопрос считаю ли я себя инженером? ответ -"Да, считаю"! Считает ли меня производство инженером?- "Да, считает"!
P.S. И я не говорю сейчас про логику, как вы сказали это одна из проверок, ядро. Я про инженера в общем - тру инженера.
С уважением.
GM (Wednesday, 22 October 2014 20:23)
Oleg,
я не спорю есть университеты готовящие инженеров очень хорошо. Но это сегодня скорее исключение чем правило.
что касается правила- тот кто хотел тот учился - думаю сегодня почему-то все больше тех кто этого делать не хочет, а старается отсидеться в аудитории до момента вручения диплома.